Культура > Искусство

5670

Создатель каплицы Евфросинии Полоцкой Эдуард Агунович. С любовью к Речице через годы и расстояния

 +

Мы катили в Минск хмурым холодным утром на редакционном авто и, наверное, иначе и быть не могло. Говорить с человеком, объехавшим более сорока стран мира, можно было только пропутешествовав навстречу. Нас ждал Эдуард Константинович Агунович, человек удивительной судьбы и таланта, член союза художников СССР, заслуженный работник культуры Белорусской ССР, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, речичанин, создавший для своих земляков три памятника в родном городе, один из которых – каплица Евфросинии Полоцкой – стала визитной карточкой Речицы. Сегодня, 16 декабря, этот удивительный многогранный мастер и замечательный человек принимает многочисленные теплые поздравления с 80-летним юбилеем.

Знакомство

И вот ул. Сурганова. Нас встречает высотка постройки ещё советских времён, в которой на девятом этаже располагается творческая мастерская художника. Большое фойе, коридоры, двери. Вахтер указывает дорогу к лифту. Едем, отмечаем, что стены его непривычно, девственно чисты. Немного поплутав, находим мастерскую. Коридорчик разделяется надвое, направо – к Агуновичу. Навстречу выходит радушный хозяин: «Добры дзень, дараженькія! Заходзьце, калі ласка, будзьце як дома. Як даехалі, землякі?»

Мастерские с порога поражают высотой потолков: ни много ни мало – около пяти метров! Пространство всё увешано и заставлено работами мастера больших и малых размеров и множеством разных артефактов. Целая коллекция самоваров, выстроившихся у окна, каски, гипсовые фигурки, кувшины, лапти, скрипка, колесо от прялки, пила, подсвечники, веера. И картины-картины, краски, мольберт с начатой работой. А ещё в помещении… работники по установке окон ПВХ. Так совпало, что они неожиданно пришли за пару минут до нас, чтобы заменить старое огромное окно. Ну что ж, и так бывает.

Эдуард Константинович усаживает меня в необычное кресло – причудливо изогнутый природой комель дерева – заботливо кладёт меховую подстилку: «Жанчыне трэба сядзець на меху». И тут же начинает благодарить нас за приезд, запланированная встреча помогла ему собрать, систематизировать и оформить материалы о семье и начале творческого пути. И правда – у стены два стенда, на которых прикреплены исторические фото и первые рисунки мастера. А на столике перед нами постепенно начинает расти горка фотографий и материалов, появляется схема родового древа.

О семье

Эдуард Константинович рассказывает:

«Я ж з роду Смяянаў па маці. У майго прапрадзеда было чатыры сыны. Мой прадзед Фёдар, яшчэ Нічіпар, а іх брат Карней Смеян быў дэпутатам Думы, ён бацька Таццяны Карнееўны Лапацінай, што ў Азершчыне потым стварыла хор, а брат Пётр стаў бацькам Марыі, якая выйшла замуж за Якава Навуменку, у іх нарадзіўся сын, той самы пісьменнік Іван Навуменка. Так што з Навуменкамі мы сваякі. А вось адна з сясцёр маёй маці была замужам за Міхаілам Зошчанкам. Таксама сваяк. Вось глядзіце, фота яго з дароўным подпісам».

Фото на память от Михаила Зощенко
Фото на память от Михаила Зощенко

От услышанного раз за разом вспыхивает удивление. Словно листаешь страницы интереснейшей книги, в которой пересекаются истории жизни множества известных личностей.

Родители Константин Павлович и Мария Петровна Агуновичи, 1938 г.
Родители Константин Павлович и Мария Петровна Агуновичи, 1938 г.

Один дед нашего героя, Павел, был кузнецом, родом из Лазаревки, второй Пётр – шорником. Отец, Константин Павлович Агунович, работал в Речице на фанерно-спичечном производстве; мать, Мария Петровна, отличалась сильным характером и гордой статью. Родился Эдуард на ул. Комсомольской, недалеко от ул. Советской. Семья построила дом на ул. Полесской. Но довелось уехать, коммуниста-отца направили укреплять советскую власть в Западной Белоруссии, и война застала их на Брестчине, недалеко от Пружан. На тот момент в семье было трое сыновей – Эдик, Толик и Валерка. Двое последних погибли в войну. Когда добирались на Гомельщину, беженцев атаковал немецкий самолёт – «рама», младенца Валерку ранило в животик. Матери с детьми удалось уехать из Гомеля в эвакуацию в Пензу, затем на север Урала. Там Толик заболел и не выдержал операции. Цинга настигала и Эдика, но он оказался крепким мальчишкой. Отец, оставшийся на Брестчине, не знал, где они, позже нашёл через сестру. Встретились, когда отца направили на командирские курсы. Потом он отправился воевать под Сталинград, а у мамы родился ещё один сын – Миша.

Мария Петровна Агунович с сыновьями Эдуардом (слева), Валерием и Анатолием, май 1941 г.
Мария Петровна Агунович с сыновьями Эдуардом (слева), Валерием и Анатолием, май 1941 г.

Когда пришло известие об освобождении Речицы, мама засобиралась на родину. Вернулись и поселились в доме на Полесской. Отец был командиром пулеметной роты, погиб в 1943-м при освобождении Украины.

Мать Мария Петровна Агунович, 2008 г.
Мария Петровна Агунович, 2008 г.

Мария Петровна осталась одна с двумя детьми, такой была общая печальная женская доля, принесённая войной. Чуть позже пришло извещение о награждении отца орденом Отечественной войны ІІ степени.

Вехи

Леонид Павлович Абрамович
Леонид Павлович АБРАМОВИЧ

Эдик учился в первой школе, она была белорусской, и особую любовь к родному слову ему привила учительница Белла Моисеевна, которую наш герой вспоминает с особой теплотой. Безмерна его благодарность и учителю, художнику Леониду Павловичу Абрамовичу. Случилось так, что юный Эдик нарисовал портрет своей мамы, тот удался на славу, и люди подсказали, что обучиться рисованию можно в Доме пионеров. Так и начался творческий путь художника, с этого момента жизнь его стала на твёрдую стезю. Затем было Витебское художественно-графическое училище. Поработал наш герой и на целине, где научился столярить, строить из самана, после чего вернулся, справил себе красивый костюм, модные туфли, зачесал волосы в кок, как тогдашние стиляги, и пришёл навестить Леонида Павловича прямо на занятие. С улыбкой и гордостью Эдуард Константинович демонстрирует фото той памятной встречи.

На Целине. Э. Агунович стоит крайний справа, 1957 г.
На Целине. Э. К. Агунович стоит крайний справа, 1957 г.

А в 19 лет Эдуард женился. Его супруга, Светлана Николаевна, была родом из Жлобина. Родилась дочь. Эдуард перевёлся на вечернее отделение, некоторое время преподавал начертательную геометрию и черчение в заочном политехникуме. Стал работать в Минских художественно-оформительских мастерских. Был даже направлен от Беларуси в Тимирязевскую академию по теме создания учебника-методички по начертательной геометрии. В тот момент, вспоминает Эдуард Агунович, могла перевернуться вся его жизнь, но творчество возобладало.

А когда дипломная работа по окончании Белорусского театрально-художественного института – иллюстрации в технике офорта к поэме «Тарас на Парнасе» – была отмечена на выставке дипломных работ в Академии им. Репина в Ленинграде, другого пути уже не было.

С учителем Леонидом Павловичем Абрамовичем
С учителем Леонидом Павловичем Абрамовичем
Эдуард Агунович, 1968 г.
Эдуард Агунович, 1968 г.

Потом один за другим стали появляться заказы на оформление экспозиций музеев. Началось всё с Дома-музея Первого съезда РСДРП в Минске. Авторитет, обретённый художником, после завершения этой работы, стал для него лучшей визиткой.

Много всего было в творческой биографии мастера. Чего стоит только кругосветное путешествие на теплоходе «Пётр Машеров»! Находясь в должности помощника капитана, Эдуард Агунович оформлял на судне музей Петра Мироновича. Где только ни довелось побывать, во всех морях-океанах искупал он своё тело. А когда пересекали экватор, прошёл и традиционный обряд посвящения в моряки. Художник посетил более сорока портов разных стран мира. С особым удовольствием хозяин мастерской демонстрировал им лично выловленные в разных морях экзотические раковины. Принёс и альбом с репродукциями картин Рембрандта. В 1650 году голландский живописец изобразил точь-в-точь такую же раковину, что лежала в этот момент на моей ладони и была найдена в Тасмановом море между Австралией и Новой Зеландией. К слову, показал нам Эдуард Константинович и свой паспорт моряка, выданный в пору тех путешествий. А также Почётную грамоту Балтийского морского пароходства, которой очень гордится. Вообще, грамот, благодарственных писем, дарственных надписей на книгах и фото мы увидели невероятное множество. Если бы всё это вдруг, как по мановению волшебной палочки, превратилось в драгоценные камни, мастерская напомнила бы пещеру Али Бабы.

От Рембрандта до наших дней
От Рембрандта до наших дней
Паспорт моряка
Паспорт моряка

Памятники в Речице

Конечно же, нельзя было не задать вопросы о каплице Евфросинии Полоцкой и памятнике воинам-интернационалистам, установленным в Речице, о вложенных в них идеях. Мастер рассказал:

Каплица Евфросинии Полоцкой,  созданная для родной Речицы Э. К. Агуновичем
Каплица Евфросинии Полоцкой, созданная для родной Речицы Э. К. Агуновичем

– У гутарках са святарамі часта гучала, што храмы – гэта ўзвышэнне да неба, да Божага. Таму такі профіль у капліцы. А трымаецца яна, дарэчы, на падмурку, на якім стаяць апоры ЛЭП, таму ніякія вятры ёй не перашкода. Дык вось, самае цяжкае было прыдумаць, каб Святая Еўфрасіння спіной не павярнулася да Дняпра. У мяне ўжо скульптары працавалі над яе вобразам, і раптам я здрыгануўся – яна ж нашу Рэчыцу асвяціла толькі Духам. А што такое душа? Гэта абрыс. І тут нарадзілася ідэя, каб яна і Дняпру, і Рэчыцы нашай была аднолькавая. Гэта трэба было зацвердзіць. Стаў узгадняць з мітрапалітам Філарэтам, спачатку ўся яго калегія была супраць, маўляў, не па праваслаўнаму. А я паказваю – Успенне Хрыста ў Вільні выбіта, вычаканенае наскрозь. Як гэта ўзгоднена з канонамі? Дык што ж рабіць? Ці горад пакрыўдзіць, ці Дняпро. Вельмі хваляваўся. І яны пагадзіліся. Мы так цёпла з мітрапалітам пагутарылі. І потым я смела праектаваў, ведаючы, што знайшоў правільнае выйсце. І відарыс увайшоў ва ўсе каталогі. Мая трактоўка, маё разуменне той святыні. Бо што такое Днепр для нас? Гэта не толькі наша рэчыцкая вада, у ёй і Русь хрысцілася. Таму і гэта для мяне святыня. Таму і знайшоў такі нязвыклы ход. Абрысам яна. Але аблічча я не рабіў. Цяпер толькі працую над тварам святой ужо ў пажылым узросце.

«Андрей Первозванный освящает берег Днепра»
«Андрей Первозванный освящает берег Днепра»

А ў помніка ваярам ідэя такая. Неяк мне трапіў артыкул у «Известиях». Лічылася, што ў нашых буслоў няма ворагаў. А там было напісана, што адна зграя з Беларусі ляціць над турэцкім плато, і арланы чапляюць маладых. А так як буслы бачаць і жабу ўнізе, то гняздо арлана ўбачаць. Тады тыя бацькі, што засталіся, кружаць і камандуюць маладым: пікіруйце на гэтыя гнёзды. І пікіруюць, і раскідваюць. Так 25 гадоў потым арланы не чапляюць нашых буслоў. Але забываюць праз пакаленне аб гэтым. Трэба нагадваць. Так і ў людзей. І думка мне прыйшла, бо ў нас кажуць – у вырай ляцяць, у рай ляцяць нашы. Так навошта перашкаджаеце вы ў рай ляцець? І пікіруюць не тыя, хто ў рай даляцяць, а ахвяры, якім сказана – ахвяруйце. Вось вам Афган... Колькі недацалаваных засталося дзяўчат? Разумець сэнс трэба. І сэнс ёсць у прыродзе. Аналогія. Гэтая наша Палеская ідэя.

Справочно

На месте, где сейчас, возвышается часовня Евфросинии Полоцкой, в 1910 году останавливалась эскадра пароходов и на речицкую землю была снесена рака со святыми мощами преподобной Евфросинии Полоцкой, следующей из Киева в Полоцк.

Четыре опоры возведённой 24-метровой каплицы ступенчато символизируют развитие жизни и мысли по спирали. В них по возрастающей вписаны лики 12-ти белорусских святых и просветителей. Венчает композицию ореол души Святой Евфросинии Полоцкой, держащей крест, направленный к Богу. В центре часовни между опорами установлен крест из мореного дуба. Освящена часовня была в сентябре 1995 года и стала первым подобным памятником христианским святым на постсоветском пространстве.

Все памятники Э. Агуновича в Речице были возведены при всемерной поддержке Речицкого горисполкома, депутатского корпуса, руководства предприятий и жителей города.

О Родине

Истории одна интереснее другой звучат из уст нашего знаменитого земляка. Но больше всего признаний в любви к своей малой Родине, к любимой Речице:

офорты Э. К. Агуновича, посвящённые Речице
Офорты Э. К. Агуновича, посвящённые Речице

– Я патрыёт сваёй Радзімы. Шкада, вядома, што памяншаецца насельніцтва Рэчыцы, што мялее рака, але ўсё роўна іншай Радзімы ў мяне не будзе. І не патрэбна мне іншая. Вядома, калі засынаю, думаю пра дзяцінства, пра Днепр, пра яго высокі бераг. У мяне ёсць карціна, дзе Андрэй Першазваны асвячае гэты бераг. Я жыву любоўю да дубраў, да нашых мілых рэк. Гэта такое светлае ў жыцці! Наша Прыдняпроўе – Божы рай неапеты. Гэта мая філасофія. Аб мінулым, аб сённяшнім і пра заўтрашняе. Я ўжо прадзед і аб гэтым думаю. У мяне дзве прыгажуні, разумніцы дачкі – Кацярына і Марыя. Трое ўнукаў, праўнучка. І хочацца завяшчаць ім і ўсім маю любоў, бо ўсё ж такі Рэчыца – гэта яшчэ неспетая песня. І ўсё ў нас наперадзе. Спадзяюся, што мы акрыяем усе аднойчы і будзем больш набліжаны да нейкай праўды. Бо сам сабе чалавек шкодзіць, у сваім гняздзе. Таму трэба глядзець вельмі ўважліва. На гэтай блакітнай планеце мы ўсе ляцім да зорак, як сказаў Максім Багдановіч. І я шчаслівы, што ў мяне ёсць такая прыгожая Радзіма, як Рэчыца!

Картина, написанная в Милограде
Картина, написанная в Милограде

И, отдавшись чувствам, Эдуард Константинович поёт для нас старинные песни, что пел его дед: «Ходзіць бусел, ды па беражочку…», «Ой, дубе-дубе». И, когда я спрашиваю, что же всегда давало ему силы в таком непростом жизненном и творческом пути, мгновенно отвечает: кровь, которой наградили родители, и та Родина, что сформировала характер.

Планы и пожелания

А что же в планах у творца? На этот момент он пишет несколько работ, одна из которых – вручение Яношу Радзивилу неполной грамоты Магдебургского права. А ещё планирует выставку и издание каталога. Дай Бог, чтобы всё удалось. Так и будет. Ведь мастер добавляет: «Калі ты падыходзіш да любой справы не з халоднымі рукамі, а так, каб сэрца зашчымела, то пакуль у цябе не саспела ідэя, не выходзь на людзі. У любой справе кампазіцыя павінна быць, чалавечнасць, ход думкі, яснасць. Калі ты кампануеш або музычны твор, або мастацкае, ці графіку, любая прапанова твая павінна быць выверанай, як у паэзіі. Я навучыўся ствараць кампазіцыю ў любым прасторы».

Время пролетело незаметно. За ароматным чаем мы услышали ещё невероятное множество необыкновенных историй и подробностей. И на прощание Эдуард Константинович душевно пожелал землякам-речичанам: «Шкадаваць, берагчы свае лясы, шкадаваць адзін аднаго і берагчы сваю ваду. Мы ж з вады. Днепр падарыў нашаму дзяцінству пляжы і такую прыгожую зямлю – Прыдняпроўе. Нездарма Чэслаў Пяткевіч (польский этнограф и фольклорист. – Прим. авт.) нават у Польшчы пісаў аб ім – гэта рай на Зямлі. Трэба гэты рай берагчы».

Уезжали мы переполненные впечатлениями. Так хотелось задержаться ещё. По-хорошему из мастерской можно было бы не выходить и неделю – находились бы новые и новые впечатления. В памяти останутся и рабочий стол художника, оккупированный красками, книгами, набросками, и план берега Днепра в виде латинской буквы V (виктория, победа (лат. victoria). – Прим. авт.), где стоит каплица, и десятки картин, сюжеты которых нам с удовольствием рассказывал их автор, и сам радушный хозяин, которому мы от всей души желаем крепкого здоровья, творческих успехов и неиссякаемого оптимизма. С юбилеем, уважаемый Эдуард Константинович! Многие лета!

В связи с 80-летием со дня рождения Э. К. Агунович награждается:

  • Почетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь за большой вклад в реализацию социальной политики Республики Беларусь и пропаганду белорусского искусства.
  • Медалью «За заслуги» І степени Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане.
  • Грамотой Высокопреосвященнейшего Павла митрополита Минского и Заславского, Патриаршего экзарха всея Беларуси в благословение за труды во славу Святой православной церкви.
  • Медалью Гомельской епархии Белорусской православной церкви в честь праведного Иоанна Кормянского во внимание к усердным трудам на благо Гомельской епархии в деле строительства часовни в честь преподобной Евфросинии игуменьи Полоцкой в г. Речице.

Страницы биографии

Эдуард Константинович Агунович родился в Речице 16 декабря 1938 года. Окончил Витебское художественно-графическое училище (1959), Белорусский театрально-художественный институт (1966).

Станковая и книжная графика, офорты и литографии, скульптура, живопись, музейно-экспозиционная деятельность – многогранен талант художника и разнообразны сферы приложения его творческих сил. В выставках принимает участие с 1966 г.

Как художник-график Э. Агунович ярко проявил себя в создании иллюстраций к книгам. Дипломная работа – иллюстрации в технике офорта к поэме «Тарас на Парнасе» – была отмечена на выставке дипломных работ в Академии им. Репина в Ленинграде. Иллюстрировал Э. Агунович поэмы Я. Коласа «Сымон-музыка» (1968) и «Новая Земля», романы И. Шамякина «Глубокое течение» (1967) и «Тревожное счастье» (1973), «Прыгоды дзеда Міхеда» А. Астрейко.

В числе его работ: серия «Дзяцінства» (1977, литография), «Маці» (1979), «Спрадвечнае» (1980), «Крык кнігаўкі» (1981) и др.

Работа и творческие поездки по Беларуси с влюбленным в свой край писателем В. Короткевичем в 1971–73 гг. содействовали тому, что Э. Агунович с головой окунулся в изучение истории родной земли.

И не случайно настоящую славу Э. Агуновичу принесло оформление экспозиций музеев самого разного профиля. Это и историко-революционные учреждения – Дом-музей Первого съезда РСДРП в Минске (1966 и 1980), музей Ф. Дзержинского в г. п. Ивенец (1968), музей советско-польского боевого содружества в деревне Ленино Горецкого района. А также мемориальный комплекс «Прорыв» в Ушачах.

С любовью к классикам родной литературы им оформлены Литературно-мемориальный музей Якуба Коласа, Литературный музей Янки Купалы в Минске (1976) и его филиалы в Вязынке Молодеченского района (1972) и в усадьбе Окопы (1992). Литературный музей М. Богдановича в Троицком предместье стал одним из самых красивых в белорусской столице. За оформление его экспозиции Э. Агуновичу в 1993 г. присуждена Государственная премия Республики Беларусь.

Э. Агуновичем были созданы экспозиции в павильоне Беларуси на Лейпцигской ярмарке (1980, золотая медаль), Левантийской ярмарке (золотая медаль), ярмарке в Нью-Дели (Индия, 1976); им разработан интерьер Белорусского посольства в Вильнюсе.

Эдуард Константинович оформил в Белорусском театре им. Я. Купалы спектакль «Написанное остается» А. Петрашкевича (1979).

Особенная строка биографии художника – кругосветное путешествие на теплоходе «Пётр Машеров» в 1984 г. Э. Агунович оформлял на судне музей Петра Мироновича и одновременно делал акварельные зарисовки интереснейших мест. Так, художник посетил более сорока портов разных стран мира.

Э. Агунович – автор логотипа и хоругви к I съезду белорусов мира (1993), которые были освящены в Петропавловском соборе и благословлены митрополитом Филаретом.

Он автор концепции и архитектурного комплекса Георгия Победоносца в Бобруйске. Для Бобруйского краеведческого музея им созданы портреты Евфросинии Полоцкой и Кирилла Туровского.

Создал художник и портрет одного из героев «Слова о полку Игореве» – Всеслава Полоцкого.

Эдуард Константинович является автором нескольких памятников в родной и любимой Речице. Созданная им на берегу Днепра Юбилейная часовня, получившая в народе название каплицы Евфросинии Полоцкой (1995), стала настоящей визитной карточкой Речицы. Э. Агунович – автор проектов памятников М. Довнар-Запольскому (скульптор В. Янушкевич, 1997 г.) и воинам-интернационалистам (скульптор В. Слободчиков, 2003 г.).

Э. Агунович – член Белорусского союза художников с 1971 г., член союза художников СССР, заслуженный работник культуры Белорусской ССР (1977), лауреат Государственной премии Республики Беларусь (1993), многие годы был председателем Республиканского графического совета. Является почётным членом Академии Евро-Азии.

Произведения Э. Агуновича находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фондах Белорусского союза художников, Музее славянской библиотеки в Праге, музее «Графика модерн» в Берлине, Речицком краеведческом музее и других музеях Беларуси и мира.

Перепечатка текста и фото Dneprovec.by запрещена без разрешения редакции. info@dneprovec.by

Читайте dneprovec.by «Вконтакте» → vk.com/rnewscity Читайте dneprovec.by в «Одноклассниках» → ok.ru/rcity

Чтобы написать комментарий, войдите, используя социальные сети